Кто это такие – «государственные дети»? Это дети, за которых в ответе может быть только Государство. Безусловно, Государство в какой-то мере должно быть в ответе за всех своих детей, разделять в определенной степени ответственность вместе с родителями детей. Но в семьях основная ответственность все-таки за родителями. Родители обязаны обеспечивать содержание, воспитание, образование детей, их подготовку к самостоятельной жизни и даже помощь, поддержку после достижения детьми совершеннолетия. И только в том случае, если родителей нет: умерли или дети лишились родительской опеки по иной причине, то вся полнота ответственности за содержание, воспитание, образование, подготовку детей к самостоятельной жизни переходит к Государству, уполномоченным органам власти, их учреждениям и специалистам соответствующих учреждений.
Как Государство справляется с этими обязанностями? По-разному в разных субъектах Федерации (городах, областях, республиках), странным образом разделенных законодательством на нищие (дотационные) и богатые (доноры). Парадокс: государство у нас одно – Россия, но в различных его частях оно выступает в разных качествах. В одних в роли богатого, доброго покровителя – опекуна над государственными детьми, обеспечивая их полноценное развитие, образование, воспитание, подготовку к самостоятельной жизни и, в соответствии с действующим федеральным законодательством, обеспечивает жилым помещение при выходе в самостоятельную жизнь. В других – дотационных своих частях, то же самое государство не может своим детям дать даже самое необходимое – приличное воспитание и образование, а жилое помещение при выходе в самостоятельную жизнь получают лишь редкие счастливчики - в Республике Карелия примерно 5% нуждающихся.
Почему в бедных регионах проблемой для государственных детей является получение даже приличного воспитания и образования? Да очень просто. Первая причина - отсутствие должного финансирования системы ранней профилактики социального сиротства. Поэтому в интернатные учреждения попадают, как правило, дети с высокой степенью социально-педагогической запущенности, зачастую в возрасте 14-17 лет. Вторая причина – опять-таки дефицит финансовых средств необходимых для должного уровня оплаты труда сотрудников интернатных учреждений. Поэтому попадают эти подростки с грузом накопленных проблем в руки недостаточно образованных воспитателей, как правило, имеющих только среднее педагогическое образование и не имеющих никакой специальной подготовки для работы с «трудными» подростками. Заместитель директора одного их подобных учреждений Карелии, ничуть не смущаясь, прилюдно и «придетно» призналась, что не любит «трудных» детей. Теперь она директор этого учреждения.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
|